Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Детям оставшимися без попечения родителей

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Защитой прав и интересов детей

Несовершеннолетние дети могут лишиться родительского попечения в силу различных причин. 

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства, функции которых весьма разнообразны. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования. Порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в качестве которого выступает Министерство образования и науки РФ (см. комментарий к ст. 122 Семейного Кодекса РФ).

Органы опеки и попечительства также осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, установлен Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Следует отметить, что и деятельность самих органов опеки и попечительства также подвергается контролю.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки"  осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства - полномочие возложено на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

В свою очередь утверждение требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства возложено на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, во исполнение полномочия утвержден профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних".

Деятельность каких-либо иных юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей запрещает. В этой связи следует отдельно упомянуть ст. 126.1 Семейного Кодекса РФ, установившую запрет на осуществление посреднической деятельности при усыновлении.

О дополнительных гарантиях

Органами опеки и попечительства могут быть как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы местного самоуправления муниципальных образований. В последнем случае законом субъекта Российской Федерации они должны быть наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Так, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с данным Законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4  Федерального Закона, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. 

При этом следует учитывать, что отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Закон успеха